наталья машталир
«Многие думают, что главный архитектор города занимается всем,
но это не так»
Главный архитектор Краснодара
Охотиться за интервью с Натальей Машталир мы начали сразу, как только узнали о её назначении на громкий пост. Но она была непреклонна. «Давайте я сначала что-то сделаю, а потом поговорим», ― интеллигентно отказывала нам героиня. Не помогали ни дружеское давление, ни подкуп пироженками, ни совместные походы на джаз...
Автор: Елена Болдырева Фото: Афиша Краснодар
—Наташа, твоё назначение главным архитектором Краснодара вызвало шквал обсуждений. И самым частым комментарием было удивление по поводу твоего не преклонного возраста. Но мы-то знаем, что у тебя за плечами опыт, которому могут позавидовать многие. Расскажи, какие профессиональные этапы тебе пришлось пройти?

— Для начала я окончила школу ― с золотой медалью — и институт ― с красным дипломом. По образованию я инженер-архитектор. Работать начала ещё студенткой: сначала в команде, которая занималась созданием сайтов, а потом в МУП «Парки, инвестиции и туризм», где стала начальником отдела архитектуры, паркового и ландшафтного дизайна. Нашей задачей было делать городские парки краше, веселее и менее советскими.
В Архитектурном совете я высказывала свои мнения и предложения. Видимо, довольно уверенно, потому что оттуда-то меня и пригласили на пост главного архитектора.
Так начались мои первые интересные проекты. Например, в Чистяковской роще мы поставили сцену, летний кинотеатр, пункт велопроката. И туалет. Как ни смешно, а про этот объект часто забывают. В Городском саду ― открытый амфитеатр. Потом, как водится, у организации закончились деньги и стало понятно, что наши дальнейшие планы так и останутся на бумаге.

Следующей моей работой стало проектирование многоквартирных жилых домов. Этот опыт дал мне отчётливое понимание того, как тяжела жизнь современного архитектора ― он мечтает создавать красивые, удобные и функциональные здания, которые будут вписываться в городской ландшафт, а экономика и жизнь диктуют ему совершенно другие условия.
Затем я пришла в организацию, занимавшуюся социальными объектами: школами, детскими садами, поликлиниками и прочим. Это принципиально иной уровень взаимодействия с городом. Здесь правит бал не экономика, а функциональность. Твоя задача ― сделать проект, отвечающий миллиону требований: санитарным, доступности, удобства, проходимости. Очень интересная работа, безумно разнообразная. Мне кажется, там мои способности раскрылись максимально. Одно прохождение госэкспертизы чего стоит! Настоящее испытание для всей команды, но после него ничего не страшно.
— Получается, за несколько лет ты успела поработать практически во всех сферах, с которыми может иметь дело архитектор: и с городской средой, и с ландшафтным дизайном, и с застройщиками, и с социалкой?

Выходит, так. А ещё параллельно занималась частной практикой: проектировала интерьеры, частные дома, общественные пространства.
В Архитектурном совете я высказывала свои мнения и предложения. Видимо, довольно уверенно, потому что оттуда-то меня и пригласили на пост главного архитектора.
— А как получилось, что ты познакомилась с администрацией города?

Дело было так. С 2013 года я активно занимаюсь общественной деятельностью. Есть такое движение ― «Городские решения». В него входит довольно мало людей ― не могу припомнить, чтобы когда-то нас было больше восьми. По сути, это команда урбанистов-аналитиков. Архитектор у нас был один, это я. Остальные ― программисты, дизайнеры, геоинформатики. Мы сделали много классных проектов. Например, разработали программу ревитализации сети Карасунских озер, их объединения в единую пешеходную зону, «Зелёную ленту». Уже потом эту идею подхватили другие активисты, но начальная разработка была нашей. Ещё один наш любимый проект ― «Наземка». Речь не о строительстве отдельного наземного метро, а об использовании уже пролегающих через город железнодорожных путей для запуска городской электрички.

Мы много выступали на форумах, в том числе всероссийских, и где-то там меня и заметили. Пригласили в Архитектурный совет при главе города. Задача этого органа ― согласовывать проекты внешнего вида зданий и сооружений Краснодара. По идее, совет призван объединять разные, зачастую противоречивые взгляды и в дискуссии находить некое идеальное решение. Но, когда я впервые туда пришла, меня поразило царящее единодушие. Я бы сказала, одноголосье. Считаю, это не совсем правильно. Вот я и ходила туда, высказывала свои мнения и предложения. Видимо, довольно уверенно, потому что оттуда-то меня и пригласили на пост главного архитектора.
Я так и начала: «Не думайте, я не глупая. Просто решила, что это название достаточно нелепое, чтобы легко запомниться!» Все, конечно, смеялись, но проект оценили очень высоко.
— Наташа, ведь твоё приглашение на пост главного архитектора совпало с победой в конкурсе «100 лучших молодых архитекторов России»?

Да, это просто фантастический опыт! Заявки подали 13 тысяч человек, а для участия в образовательной программе отобрали всего 100! Но эти ребята, наверное, самые интересные, талантливые, открытые профессионалы, которых я встречала в своей жизни. Оказывается, мы все уже были знакомы с проектами друг друга и восхищались ими, только не знали, кто автор. А благодаря этой программе встретились.
В течение 4 месяцев мы учились. Проходили недельные интенсивы в Москве, российских городах и Европе. Потом презентовали собственные проекты. Так получилось, что моя работа вошла в число лучших 26, и я представляла её правительству РФ и легендарным архитекторам, которых чуть ли не обожествляю. Уж точно никогда в жизни представить не могла, что мне доведётся перед ними выступать.

— А на какую тему был твой проект?


Он очень смешно назывался ― «Красота Краснодара». Я специально выбрала такое дурацкое название, чтобы оно хоть как-то отличалось от остальных, суперзаумных и многословных, в духе «ревитализация и инновация чего-то там в свете чего-то там». Зато, когда вышла выступать, все проснулись. Я так и начала: «Не думайте, я не глупая. Я просто решила, что это название достаточно нелепое, чтобы легко запомниться!» Все, конечно, смеялись, но проект оценили очень высоко.
Подробнее давай сейчас рассказывать не буду. Только скажу, что документ, над которым сейчас работает моя команда в департаменте архитектуры, будет очень похож на тот, что есть в каждом голландском городе и называется, например, Beauty of Utrecht или Beauty of Amsterdam. Думаю, аналогия понятна. Кстати, первая часть нашей работы уже опубликована ― это рекомендации к внешнему виду фасадов коммерческих помещений.
— Наташа, вопрос в лоб. Чем занимается главный архитектор города?

Многие думают, что всем, но это не так. Главный архитектор ― это заместитель директора департамента архитектуры города. И есть очень жёсткий регламент, который описывает, что я могу делать, а что нет. Что могу? Могу согласовывать внешний вид зданий и объектов. В том числе размещение вывесок ― которые, к сожалению, нам показывают не всегда, почему и царит этот хаос и ужас. Могу принимать участие в разработке общественных городских пространств: парков, скверов, площадей. Могу участвовать в проектировании или сама проектировать городскую мебель, малые архитектурные формы: ларьки, остановки, тумбы и прочее. Разрабатывать городской декор к праздникам ― если на него есть деньги, конечно. Могу вносить изменения в нормативно-правовые акты ― например, сейчас мы корректируем правила благоустройства города. Провожу Архитектурный совет и Топонимическую комиссию, которая отвечает за названия улиц. И конечно, я регулярно встречаюсь с гражданами и стараюсь отвечать на их вопросы, жалобы и боли.
— То есть с претензией о том, что здание ЗСК мне не нравится и вообще стоит не там, где я хочу, к тебе обращаться бессмысленно?

Да-а-а, это точно не ко мне. Что и где будет построено, конечно же, решаю не я.

Эх... А можем перечислить, чем главный архитектор не занимается? Ну, чтобы граждане зря к тебе не ходили.

Главный архитектор не проектирует дороги. Не определяет, где появятся новые жилые комплексы и как будут выглядеть ― этим занимается Комиссия по правилам землепользования и застройки. Не имеет отношения к памятникам архитектуры ― их полностью курирует управление государственной охраны объектов культурного наследия, краевой орган. Вот недавно был случай, когда обшили историческое здание на Рашпилевской. Так вот, у городского департамента архитектуры и у меня лично просто нет полномочий что-либо делать в этой ситуации.
— Думаю, многие удивятся, узнав, что главный архитектор, скорее, проектирует и работает сам, нежели повелевает и запрещает. Скажи, а какие тогда у тебя и твоей команды есть инструменты, чтобы реально улучшать Краснодар?

Во-первых, мы создали четыре городских совета, каждый из которых компетентен в определённой области: это Градостроительный совет, Комиссия по правилам землепользования и застройки, Топонимическая комиссия и Архитектурный совет. Это совещательные органы ― они не могут что-то постановить или запретить, но их задача ― давать качественную экспертную информацию, которая напрямую влияет на то или иное решение. Ну смотри, допустим, стоит вопрос о строительстве какого-то здания. Нужно оценить десятки факторов: наличие ливневки, состояние дорог, доступность сетей и прочее. Один человек не может и не должен всё это делать. А советы как раз и призваны быстро и компетентно провести все необходимые исследования. Кстати, в эти советы входят и общественные деятели, поэтому, если вы недовольны нынешним состоянием города и очень хотите на него повлиять, добро пожаловать, у вас есть такая возможность. Только имейте в виду, что вам придётся не просто бесконечно дискутировать, а предлагать реальные решения. Работать, короче.
Далее. Департамент архитектуры имеет право вносить изменения в нормативно-правовые акты. Проще говоря, улучшать и обновлять документы, которые описывают, как должен выглядеть город и отдельные его объекты. Например, команда историков и краеведов (в числе которых Воронина, Бондарь, Маркова) подготовила проект охраны исторического поселения Краснодара ― исторического центра, другими словами. И на базе этого предложения мы сейчас вносим корректировки в правила землепользования и застройки: что можно, а что нельзя строить и перестраивать в историческом центре. Ещё у нас есть комиссия по зелёному каркасу, которая также разрабатывает свои проекты.
Словом, наш департамент является инициатором и двигателем изменений в городе. Но у нас нет полномочий что-то делать «руками» ― например, снять уродливую вывеску или снести здание.


— Можешь сформулировать общий вектор изменений, которые сейчас инициирует твоя команда?

Это большая тема, я бы выделила несколько направлений. Во-первых, это борьба с хаотичной и точечной застройкой. Во-вторых, борьба с точечной и хаотичной наружной рекламой. Борьба с точечными и хаотичными входными группами. Далее — работа с хаотичной уличной мебелью ― и я сейчас не про легендарные урны и скамейки с буквой Е, а про остановки, например. Вместе с бюро ARD мы уже разработали новые, прямо-таки космические, дизайны ― две такие остановки уже появились на Ставропольской, и ещё будут ставить. В целом мы сейчас «причёсываем» город, стараемся избавить его от разномастности, визуального мусора.
— Ты много путешествуешь и видишь разные страны. Скажи, этап сумасшедшей архитектурной эклектики, который сейчас проходит Краснодар, ― вот это соседство бизнес-центров и покосившихся хаток ― он ведь не уникален? Как его проживают другие города?

Конечно, не уникален. Но Европа прошла его 100 лет назад, и вряд ли мы можем сравнивать этот опыт с нашим нынешним состоянием. Так что опереться, честно говоря, особо не на что.
— И в завершение нашего разговора — блиц. Назови три вещи, которые, на твой взгляд, могут кардинально улучшить Краснодар.

Первое ― наземное метро. Я не про подвесные дороги, а про ту самую городскую электричку, которая моментально разгрузит наши дороги от сумасшедшего транспортного потока. Ты даже не представляешь, сколько машин ежедневно въезжает в Краснодар и выезжает из него. И я уверена, что хотя бы часть этих людей с удовольствием променяет 3 часа путешествия на авто на получасовую поездку в электричке.

Второе ― увеличение городского бюджета. Ну правда, сколько можно сравнивать Краснодар и Москву?! Погуглите и посчитайте, во сколько раз бюджет столицы больше нашего и во сколько раз там больше жителей. Результаты будут сильно отличаться. Дороги, плитка, озеленение, школы ― на это всё нужны деньги.

И третье ― разнообразные общественные пространства. Одинаковые детские площадки, скамейки, летники ― да это же просто скучно! У каждого места должен быть свой дух, ведь ради него, мне кажется, люди и будут туда приходить.