группа
«белки на акации»
«В природе можно встретить белку на акации, но легко потерять и невозможно забыть. Саша Труфман как раз встретил одну такую — и понеслась»
Почти 15 лет мы пританцовываем под «пороко-поп» Игоря Арефьева и Саши Труфмана. Южные и солнечные мелодии о любви, апокалипсисе и пиве заряжают на позитив. С 2015-го поклонники группы затаив дыхание ждали нового альбома. И вот свершилось — новая пластинка «Подпись. Точка» увидела свет этой весной. Ну а наша Таня Лавренюк побывала на предпрослушивании альбома и задала «Белкам» несколько вопросов о жизни и музыке.
Автор: Татьяна Лавренюк Фото: vk.com/belkinaakacii
В природе не встретишь белок на акациях ) У вашего названия есть какая-то история? И вообще, в какой момент начался отсчёт группы?

ТРУФМАН: Вопрос по поводу названия — один из самых популярных! Мы придумывали много забавных ответов. Например, что выбрали название из книги запрещённого в СССР автора «1000 самых нелепых названий рок-групп будущего» )) Но тебе расскажем правду. Когда-то давно, когда мне было лет восемнадцать, я уснул на природе под акацией. Когда проснулся и открыл глаза, увидел воробья на дереве, но спросонья сказал: «О, белка на акации». Ребят, которые отдыхали рядом, почему-то это развеселило, а я подумал, что словосочетание неплохо звучит и хорошо бы его использовать в какой-нибудь песне. Когда в 2005 году нам с Игорем срочно надо было придумать название группы, я о нём вспомнил.

РЫЖИЙ: На самом деле в природе можно встретить белку на акации, но легко потерять и невозможно забыть. Саша Труфман как раз встретил одну такую — и понеслась. Отсчёт группа начинает от нескольких дат, первая из которых — наше с ним знакомство 24 декабря 2004 года.

ТРУФМАН: У меня есть друг детства Дима Синельников, мы с ним пели в стиле регги. Это был период популярности группы 5'nizza. Потом Дима привёл Рыжего. И вот как мы встретились, так и стали писать песни на балкончиках и кухоньках.

— А кто пишет тексты и музыку?

ТРУФМАН: Мы вдвоём: и вместе, и по отдельности. Бывает так, что я пишу куплет, а Игорь помогает с припевом. Есть песни, которые Игорь написал, а я пою, и наоборот. Любовь — это когда вы дописываете песни друг друга )
Наши выступления — это по-прежнему интересный вид коллективного отдыха, когда «кутят» и около сцены, и за, и на ней. Образ взрослых дяденек мы пока не примеряли, но невольно к нему стремимся.
— Ребята, которые слушали вашу музыку в нулевых, а потом ещё и знакомились с вами лично, воспринимали «Белок» как команду «вечно молодых и вечно пьяных». Прошло 15 лет с момента основания группы. Повзрослела ли группа и музыка? И насколько вам комфортно во взрослом образе?

ТРУФМАН: По нашему новому альбому становится понятно, что мы повзрослели. Темы серьёзнее. Если бы остались на том же уровне, мы бы, наверное, распались уже.

РЫЖИЙ: Мне кажется, нам уже не отделаться от этого образа. Но музыка меняется, и за последние 5 лет она стала гораздо более осознанной, хотя наши выступления — это по-прежнему интересный вид коллективного отдыха, когда «кутят» и около сцены, и за, и на ней. Образ взрослых дяденек мы пока не примеряли, но невольно к нему стремимся.

ТРУФМАН: Как пузо отрастим, тогда и станем дяденьками, пойдём по кабакам! Мы всегда отталкивались от того, что, если нравится тебе самому, понравится и другим. Если тебя прёт, люди ловят эту эмоцию и заражаются ею, находят себя в наших песнях.
— Как вам краснодарская аудитория? Она взрослеет вместе с вами или на концертах всё новые лица?

РЫЖИЙ: Без лицемерия и лишней скромности скажу, что те люди, которые ходят к нам на концерты, — замечательная публика. Молодые, активные, влюблённые или любившие, весёлые, возможно, немного навеселе, пляшуще-поющие люди. От такой компании очень мощный положительный заряд. Считаю большим достижением, что регулярно появляется много новых лиц!

ТРУФМАН: Мы не так часто гастролируем, но повидали множество клубов, регулярно выбираемся в Москву или Питер, и, знаешь, в Краснодаре самая любимая и горячая публика.
Мы начинали продвижение с того, что собирали вокруг себя тусовку: по кухням, странным фестам, на природе у костра или просто играя на улице. А сейчас? Как поётся в одной песне: «Раньше было: "Спаси и Сохрани", теперь: "Лайкни и Перепость"».
— Как меняется музыкальная культура в городе: легче продвигаться было в нулевых или сейчас?

РЫЖИЙ: Сейчас, конечно, проще сделать так, чтобы твоё творчество было услышано. Вот только мы и тогда, и сейчас очень халатно относимся к раскрутке. Мы начинали продвижение с того, что собирали вокруг себя тусовку: по кухням, странным фестам, на природе у костра или просто играя на улице. А сейчас? Как поётся в одной песне: «Раньше было: "Спаси и Сохрани", теперь: "Лайкни и Перепость"». (Группа «Uma2rmaн». — Прим. ред.)
— Кстати, как выпускающий редактор городского журнала, который распространяется в соцсетях, не могла не обратить внимания: судя по вашим аккаунтам, у вас не возникло желания переквалифицироваться в блогеров с расцветом эры «Инстаграма»...

РЫЖИЙ: Это нам пока неинтересно. Начиная с того что неинтересно даже наблюдать за чужим инстатворчеством. Опять же, повторюсь, не хайповые мы ребята. Но если будет крутая идея, то не исключаю в будущем кардинальных изменений — взорвём интернет!

ТРУФМАН: На самом деле, достаточно приложить небольшие усилия, дальше Всемирная сеть сделает всё сама. Раньше были офисы, дяди — и всё зависело от них. А с приходом эры соцсетей появилась возможность самостоятельно найти свою аудиторию.

— Насколько сложно сейчас договариваться о выступлениях?

РЫЖИЙ: У нас нет проблем выступить на любой площадке, вопрос только в цене и целесообразности. Кстати, о выступлениях: приглашаем всех на презентацию нового альбома в «Рок-бар» 17 мая!
Первые наброски альбома начали делать еще в 2016-м, работа очень долго не шла. Но в последний год маховик звукозаписи раскрутился — и мы наконец довели его до вкуса. Получился своеобразный, самобытный коктейль из разных жанров, смыслов, образов, посылов и настроений.
— Расскажите о новом альбоме — как долго вы его подготавливали? Ждать ли слушателям чего-то неожиданного?

РЫЖИЙ: Первые наброски альбома начали делать еще в 2016-м, работа очень долго не шла. То одно, то другое… Молчу уже про пятое с десятым. Но в последний год маховик звукозаписи раскрутился — и мы наконец довели его до вкуса. Получился своеобразный, самобытный коктейль из разных жанров, смыслов, образов, посылов и настроений.
Была даже идея сделать его на двух сторонах, так как в нём явно выделяются электронные песни и акустические. Но потом решили выпускать всё одним махом, несколько песен даже пришлось пока отложить, так как за несколько лет накопилось страшно много материала!

— С годами процесс выпуска альбома начинает идти проще или всё те же муки творчества?

ТРУФМАН: Первый альбом «Крот пьёт сок» мы вообще записывали без полного состава музыкантов (их просто ещё не было в группе!), поэтому звучат только барабаны, гитара и вокал. Это было сложно и кропотливо. А потом мы встретили Диму (наш клавишник), у него своя студия звукозаписи. Процесс пошёл быстрее. Но всё равно сроки — вещь непредсказуемая. Например, у нас есть песни в новом альбоме, которые год лежали на полке, а потом мы их сделали буквально за одну репетицию. Эту пластинку мы могли бы выпустить и раньше, но качество было бы другим. Электронная музыка — это громадное поле вдохновения и миллион вариантов звучания. С годами мы научились делать аранжировки, и в новых песнях, надеюсь, это чувствуется.
Да простят меня мои товарищи, но я выражу личное мнение: нам удаётся сохранить коллектив, потому что занимаемся самодеятельностью.
Несколько раз я слышала о том, что «Белки» дают прощальный концерт. И вот — новый альбом! При этом вы органично занимаетесь каждый своими делами. Действительно ли были разговоры о распаде группы и как вам удалось/удаётся её сохранять?

РЫЖИЙ: Пока рано с нами прощаться, мы ещё повоюем! Секрет долгожительства, на мой взгляд, в том, что мы занимаемся группой не через «не хочу» или «надо», а только тогда, когда самим в кайф. Нет выматывающих гастролей на месяцы вперёд, дедлайнов записи и прочих сопутствующих поп-группе атрибутов. Да простят меня мои товарищи, но я выражу личное мнение: нам удаётся сохранить коллектив, потому что занимаемся самодеятельностью.
— И сколько нужно репетировать, чтобы «самодеятельность» была на таком качественном уровне, как у вас?

ОГУРЦОВ: Спасибо, что оценила качество нашей самодеятельности :) Фишка в том, что можно репетировать и десять лет, но ничего не произойдёт, если в команде некачественные музыканты. А если есть профессиональное звучание и хорошая идея, то всё может получиться буквально за два месяца. Так было у Led Zeppelin, например.
Определённого графика у нас нет. Если есть концерты, новые песни, то можем репетировать хоть каждый день, но бывает и так, что месяц не видимся. У каждого из нас есть свои проекты!

ТРУФМАН: Параллельно я пробую себя как диджей, а Игорь себя — как ведущий, Виталик с нашим гитаристом и басистом играют в Краснодарской филармонии. Переломные моменты у нас, конечно, были... Это жизнь! Но сейчас круто понимать, что мы их преодолели. Секрет в том, что нужно просто разговаривать, а не копить обиду и не вымещать злобу.
Москва перемалывает 95% подобных энтузиастов. Рад, что мы не попали под её жернова и вовремя вернулись домой. Нам гораздо больше идёт навещать её со своим южным колоритом, чем пытаться подстроиться под её беспощадный ритм.
— Вы ведь уезжали в Москву несколько лет назад. Как вы там оказались и почему решили вернуться?

ТРУФМАН: С Москвой всё вышло достаточно спонтанно, на 10-летие группы мы записали альбом, с которым собирались в тур. А параллельно я работал в типографии, и меня перевели в Москву. Вот мы и отправились покорять столицу. По сути, мы просто съездили потусить, познакомились с другими музыкантами и полезными людьми!

ОГУРЦОВ: Оттуда нам удалось организовать «Белкам» тур на 21 город! Отлично прокатились. До сих пор мы получаем разные предложения из Питера и Москвы, но пока не выезжаем по двум причинам: во-первых, не хотим везти старый материал, а во-вторых, часто наши переговоры упираются в финансы: организовать тур для коллектива из пяти-шести человек достаточно затратно для организаторов. Но надеемся, что с новой пластинкой мы преодолеем все барьеры.

РЫЖИЙ: Москва перемалывает 95% подобных энтузиастов. Рад, что мы не попали под её жернова и вовремя вернулись домой. Нам гораздо больше идёт навещать её со своим южным колоритом, чем пытаться подстроиться под её беспощадный ритм.

— То есть вы не планировали переезжать навсегда?

ТРУФМАН: Сейчас трудно сказать, мысли разные были, но в итоге не у всех наших участников получилось переехать. В Москве, конечно, есть свой рынок сессионных музыкантов, но это творчество за деньги. А здесь, в Краснодаре, у нас идейный состав. К тому же у нас хорошо: солнце, горы, море — всё рядом, в любой момент можно вырваться и перезагрузиться. Да и культурная жизнь кипит: появляется много классных музыкантов. Нам тут комфортно.

— Кстати, какие краснодарские проекты кажутся вам интересными и что можете сказать о развитии музыкальной культуры в городе?

ОГУРЦОВ: Мне кажется, за последнее время общий культурный уровень в Краснодаре повысился. У нас богатый регион, появилось очень много крутых приезжих музыкантов из Ростова, с Украины. Из местных авторских проектов обязательно рекомендую послушать группу Comma: ребята играют тяжёлую музыку и недавно выпустили альбом, я вообще не любитель такого стиля, но у них всё суперкачественно сделано. Есть ещё проект Endless Sleeper, который даже попал на американское радио. «Сэт», Бадун, PLC… Я рад, что все эти музыканты из нашего города!