алексей алифиров
«Всё стало профессиональнее, но из-за этого скучнее. Кажется, что не хватает сумасшедших ребят
и безумных идей. Всё очень быстро надоедает,
но несмотря на то, что жизнь быстро меняется,
по большому счёту ничего не происходит…»

владелец кафе-бара «Зерно»
Алексей Алифиров, он же Лифа, участвует в культурной жизни города с тех самых пор, когда Красноармейская улица ещё могла похвастаться тишиной в выходные. Он двигает в город правильную музыку и правильные фестивали, знакомит краснодарцев с современными художниками и не может остаться в стороне от любой культурной инициативы города.
А мы не можем оставаться в стороне от деятельных прекраснодарцев, благо знаем, где их искать! В уютном баре уютным вечером беседой о прошлом и будущем Краснодара Лифу занимала Таня Лавренюк.
Автор: Татьяна Лавренюк Фото: предоставлено гером материала
— Ты следишь за музыкальной и клубной жизнью Краснодара с 2000-х: как меняется культурная жизнь города? Что было лучше тогда и что сейчас?

— Мне, как человеку престарелому, конечно, кажется, что раньше было лучше. Нулевые — это расцвет свободы, культуры, творческого порыва и так далее. Появлялось много новых стилей, движений, течений: инди-рейв, минимал, хаус — это было мощное бурление. Сейчас все уже освоились, набили руку в индустрии и внедряют утилитарный подход. Всё стало профессиональнее, но из-за этого скучнее. Кажется, что не хватает сумасшедших ребят и безумных идей. Творческой молодёжи стало скучно ходить в обычные заведения, всем хочется чего-то нереального, разного, безумного и необычного. Всё очень быстро надоедает, но несмотря на то, что жизнь быстро меняется, по большому счёту ничего не происходит… Но всё же есть места, где дух свободы ещё жив, например XOXO и LickBrick Studio. В наше время есть чем заняться!

— «Диггер» был одним из первых клубов в нулевые, ты как его арт-директор какую музыку продвигал в город тогда?

— Мы делали первые инди-рок-вечеринки, это что-то сумасшедшее. Но в основном это был дип-хаус, минимал-хаус и всё вокруг хауса. Возили очень много артистов из Берлина, тогда это было не так уж и дорого. В «Диггер» — клуб на 150 человек — мы привозили Apparat, Tigerskin, он же Dub Taylor, Dusty Kid, Format:B, Stimming, американца Someone Else, канадца Frivolous раза три и даже Deepchild из Австралии. Сейчас это кажется нереальным, многие из них стали недосягаемыми, и дело даже не в деньгах — они просто не ездят в наши города. Мне удавалось выбивать хорошие цены, поэтому программа была всегда интересной, сложилась хорошая репутация клуба и меня как промоутера в Европе. Диджеи из Bar25 (современная команда Katerholzig) спорили, кто первый поедет в Краснодар. Kras по-немецки, кстати, означает что-то типа cool по-английски. Вообще, жилось в кайф: я возил своих любимых артистов, мне нравилось их слушать, с ними тусоваться, ещё и деньги при этом зарабатывать. Я вообще всегда любил всё немножко странное. Так и продолжается — у меня странноватый бар со странноватым форматом!
Я никогда не был сторонником готовых решений из серии «пригласить большую звезду за большие бабки».
И мне не нравятся музыканты, которые приходят
с ощущением своего величия. Люблю поддерживать молодёжь с интересными
и творческими идеями.


— Как думаешь, почему «Зерно» называют легендарным (пару раз натыкалась на такие определения), оно не так долго существует, но люди сразу же начали к вам ходить. Частенько у вас гостят и знаменитости…

— Я не люблю эти кубанские слова – «легендарный», «мэтр», «корифей». Бывает, конечно, что артисты устраивают у нас афтепати. Например, когда группа RSAC выступала в Краснодаре первый раз, людей было мало, как всегда бывает на первом концерте. После выступления я подошёл к грустному Феликсу и предложил виски, он охотно согласился, теперь мы его видим регулярно! С Рожденом мы работали на «Стереопикнике», я ему помог подобрать музыку перед выступлением, чтобы разогреть толпу. Пианист Виталий Сумароков у нас часто бывает, а так как он дружит и сотрудничает с поэтессой Ах Астаховой, то и её к нам затаскивает. Гришковец приходит после того, как однажды его привёз в «Зерно» Трегубов. Гришковцу очень понравилась картина Лупанова, и он себе заказал у него портрет! Oxxxymiron с командой веселился у нас два дня, «Хлеб», Porchy. Подружились здесь с редактором легендарного журнала «ПТЮЧ» Игорем Шулинским. Для меня это было очень волнительно, ведь этот журнал сформировал целое поколение, в том числе повлиял и на меня.

— Так что у вас есть такого манящего, по твоему мнению?

— Мы никого не копировали и не пародировали. Я никогда не любил готовых решений из серии «пригласить большую звезду за большие бабки». Я открывал всегда новые таланты. Их творческий путь начинался с «Зерна», и, конечно, для них это памятное место. Я люблю поддерживать молодёжь с интересными и творческими идеями. Мне не нравятся музыканты, которые приходят с ощущением своего величия. Наше заведение – для скромных людей с широким диапазоном талантов.


— А как ты находишь скромных молодых и талантливых музыкантов, которых приглашаешь выступить в «Зерне»?

— Они либо сами приходят, либо через знакомых. У нас уже сложилась такая репутация, что люди сами мне пишут, что такой-то артист будет в наших краях и что было бы круто, если бы он выступил в «Зерне». В основном все наши приглашённые музыканты в Краснодаре проездом. Бар небольшой, мы не богачи, но к случаю всегда что-то приходится и происходит.

— А бывает такое, что ты самостоятельно выискиваешь таланты?

— Конечно! Последние полгода я схожу с ума — хочу свежей крови! Из недавних
находок — девочка FEETTRICIA, она играла у нас свой первый сет. Перед Новым годом выступал парень из Владивостока, который у себя на родине делал крутые рейвы в нашем инди-духе, но переехал в Краснодар — и мы его с удовольствием пригласили.

— Каждый четверг в «Зерне» раньше был Jam Session, но исчез. Джаз — это не твоё? И что играете сейчас?

— Почти 2 года мы делали ортодоксальные джазовые джемы. Этим занимался барабанщик Рома Мамаев. Не так давно он уехал во Вьетнам, и без него стало скучновато, поэтому мы стали делать просто разную живую музыку, в том числе и джазовый джем раз в месяц. А ортодоксальный джем переехал в Wilson. Многие из этих музыкантов продолжают у нас играть с другими коллективами и группами, бывает, и сольно!
«Муниципальный стрит-арт» на торцах зданий с подсолнухами, по моему мнению, смотрится как изнасилование дома. Я очень ценю трушный стрит-арт, который бросает вызов, заставляет задуматься на важные темы, он по умолчанию против истеблишмента, а не согласуется в кабинетах.
— Ты говорил, что случайно стал коллекционером краснодарского искусства. Как это произошло? Насколько сейчас велика твоя коллекция? Как тебе вообще современная краснодарская живопись?

— Моя коллекция постоянно растёт, какие-то работы я приобретаю, некоторые мне дарят художники, хотя я этого жутко стесняюсь. Я хоть и не думаю, что каждый художник — существо злое и голодное, тем не менее это работа. Как правило, картины достаются за какие-то заслуги или просто от большой взаимной любви. Недавно, например, художник Саша Масло решил написать работу, чтобы она заняла достойное место в «Зерне».

А началось с того, что я случайно зашёл на аукцион «Мост», выпил шампанского, зарегистрировался и начал необдуманно размахивать номерком ради веселья, слава богу, на мне торги не останавливались. В тот раз некоторые работы продавались за суммы более миллиона рублей. На предаукционной выставке мне запал в душу автопортрет Константина Лупанова ­­— я сразу увидел идеальное место для него в «Зерне», но сумма, от которой начинались торги, была достаточно высокой, а у меня не было опыта приобретения произведений искусства. Посмотрев, как яростно сражаются и за менее интересные лоты и до каких цифр доходят страсти, я практически оставил надежду завладеть этой работой. Когда объявили торги за мой лот, я без всякого оптимизма поднял табличку. Так как дальше стартовой цены идти никак не мог. К моему удивлению, никто не стал за бороться за картину! Я купил её по номинальной цене, сначала, конечно, был шок и адреналин, потом — радость и ликование. Я выпил много шампанского тогда, Рома Левицкий, поздравляя меня, сказал: «Ничего страшного, мы принимаем кредитки». Это был очень чёрный юмор — всё как я люблю.

И это моё самое удачное приобретение. За эту картину мне уже не один человек предлагал серьёзные деньги, но я просто не могу её продать, слишком дорога память. Ещё у меня аж семь работ Людмилы Барониной ­— я обожаю её стиль и иронию, трепетное и педантичное отношение к мастерству. Её линогравюра вообще первое мной приобретённое произведение искусства — возможно, и я стал её первым покупателем. Все работы Людмилы висят у меня на почётных местах!
А как относишься к городскому стрит-арту?

— Если вы имеете в виду «муниципальный стрит-арт» на торцах зданий с подсолнухами, то, по моему мнению, это смотрится как изнасилование дома. Я очень ценю трушный стрит-арт, который бросает вызов, заставляет задуматься на важные темы, он по умолчанию против истеблишмента, а не согласуется в кабинетах. Я дружу со многими стрит-арт-художниками и люблю город за то, что у нас достаточно сильная тусовка.
Фестивали — это особенный формат: на них выступают группы, на сольные концерты которых сложно попасть, некоторые в принципе не выступают на обычных площадках. На хороших фестивалях не бывает радийной попсы, это отчётные концерты самой передовой независимой сцены.
— Ты активно участвуешь во всевозможных фестивалях, а также организовываешь их. Как ты в это втянулся?

— Я в основном на фестивалях занимаюсь букингом артистов, а это привычная для меня деятельность. Прошлым летом был фестиваль в Остине, штат Техас, и «Стереопикник». Артисты на этих мероприятиях — моя работа. Ко мне обращаются за услугой на возмездной основе, и я её предоставляю с большим удовольствием. Всегда отношусь к этому с трепетом и со всей возложенной ответственностью, очень люблю это дело.

— Зачем вообще нужны фестивали, по-твоему?

— Чтобы все кайфовали под хорошую музыку!

— Но ведь это можно делать в любом месте, зачем тогда тратить энергию на организацию таких масштабных мероприятий?

— Каждый раз себе задаю этот вопрос и обещаю остановиться! Но где ещё можно поваляться на травке, послушать хорошую музыку и попить сидр? Фестивали — это особенный формат: на них выступают группы, на сольные концерты которых сложно попасть, некоторые в принципе не выступают на обычных площадках. Плюс фестивальный лайн-ап ­— это почти всегда независимый формат. На хороших фестивалях не бывает радийной попсы, это отчётные концерты самой передовой независимой сцены. В 2014-м я впервые послушал The Drums и затусовался с ними на всю ночь, а знаешь, кто хедлайнер на следующем «Пикнике Афиши»? The Cure! Только ради этого стоит устраивать фестивали! Это подарок судьбы, за который я готов носить на руках Дарью Шульгу, много лет отвечающую за этот фестиваль. Она, кстати, из Краснодара.

— А куда ты ходишь, когда сам хочешь отдохнуть?

— Хожу в гости. Если говорить о заведениях, могу зайти в Hopkins, Harat's или к Коле Петрову, но очень редко — я ведь практически всё время у себя в «Зерне». Массово посещать заведения я люблю в других городах и странах. И с учётом моего плотного опыта могу сказать, что в Краснодаре с культурой заведений всё отлично.


У нас шикарный климат, пока ещё великолепная природа, есть огромный потенциал, чтобы стать центром культурной и инновационной деятельности в России. Что-то я уже звучу как депутат, занимайтесь собой, короче, и не залипайте.
— Ты раньше ходил на городские заседания по архитектурным вопросам — реально ли там чем-то пригодиться и ходишь ли сейчас?

— В последнее время всё никак не хватает времени, но моё мнение — ходить на общественные слушания нужно каждому! Там представляют проекты изменений генерального плана и ты можешь вносить возражения. Если жители района конкретно против, то эти изменения с высокой долей вероятности будут отвергнуты. Либо застройщики столкнутся с серьёзными трудностями — с увеличением стоимости, дополнительной нагрузкой по построению дорог, школ, парков.
Согласен, что часто интересы капитала сильнее эстетических, способы пролоббировать нужную постройку найдутся, но если совсем ничего не делать, то мы окажемся погребёнными под бетоном.

— Как относишься к рекомендациям администрации не отмечать Хеллоуин?

— Это незаконно и абсолютно непродуктивно. Мне хочется после подобных рекомендаций под луной резать куриц в огороде, вместе с казаками-магами обсыпать солью здание администрации, задом наперёд читать Бродского, цитировать Елену Петровну Блаватскую. Шучу, конечно, но подобная политика определённо вызывает противоположную реакцию.

— И всё же ты любишь Краснодар?

— Как его не любить, говнюка этого? Это же родной город! Здесь столько крутых людей, я горжусь тем, что здесь вырос, но, к сожалению, Краснодар не любит лучших, здесь хорошо средним, поэтому многие мои друзья давно уехали в разные города и страны. Я, наверное, последний, кто ещё тут сторожит хозяйство.

Здесь никому не нужны революции, инновации, изменения, необычное, непохожее — часто это заклёвывается, побивается нагайкой. У меня есть ряд конструктивных идей, как дать толчок культурному и инновационному развитию нашего края, и я их озвучивал, но, пока петух не клюнет, с места не сдвинется.

Сейчас лучший способ изменить город — начать с себя. Когда мы изменим свой поверхностный подход ко всему, перестанем прятаться за своим забором, думать, что если ничего не менять, то как-то спокойнее, надеяться на то, что кто-то придёт и что-то сделает, — тогда лучшие мозги перестанут покидать родной город, а в Краснодар, наоборот, начнут стекаться лучшие со всей России.

У нас шикарный климат, пока ещё великолепная природа, есть огромный потенциал, чтобы стать центром культурной и инновационной деятельности в России. Что-то я уже звучу как депутат, занимайтесь собой, короче, и не залипайте.